Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 12" (МБОУ "СШ №12")
город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Социально-психологическая служба

    Профилактика буллинга

    Что такое буллинг?

    Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

    Кто участвует в буллинге?
     В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

    Причины возникновения буллинга в детских коллективах
    Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. 
    Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
    • унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
    • негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
    • устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
    • привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
    • оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
    Способствовать буллингу могут также:

    • Наличие в классе признанного «лидера»;
    • Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
    • Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников. Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

    Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей: 

    •    Низкий уровень воспитания ребенка;
    •    Неадекватная заниженная самооценка;
    •    Высокая импульсивность;
    •    Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.
    •    Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
    •    Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
    •    Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
    •    Желание доминировать над другими;
    •  Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
    •    Прогулы и слабая успеваемость в школе;
    •    Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
    •    Семейное и сексуальное насилие;
    •    Внутрисемейные конфликты;
    •    Низкий социально-экономический статус семьи.
    •    Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
    •    Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
    •    Ранние сексуальные контакты;
    •    Приводы в милицию и ранняя судимость.

    Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
    Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана. Мотивами буллинга являются: Зависть; Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); Чувство неприязни; Борьба за власть; Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей; Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; Стремление удивить, поразить; Стремление разрядиться, «приколоться»; Желание унизить, запугать непонравившегося человека.


    Профилактика буллинга

    Первичная профилактика         
    Первичная профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
    1.Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
    2.Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
    3.Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
    Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.
    1. Создание условий недопущения буллинга.
    2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
    3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле.
     Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ (при проведении первичной профилактики)

    1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
    2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
    3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
    4.К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
    5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
    6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.
     7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.
    Работа с компаниями обидчиков (при проведении первичной профилактики)

    Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
    Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
     
    •    Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
    •    Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
    •    Конструктивно работайте с родителями.


    Работа с подростками (при проведении первичной профилактики)

    1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
    2. Снижать асоциальное поведение школьников.
    3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
    4. Формировать:

    •    навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
    •    навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
    •    навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
    •    навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
    •    навыки бесконфликтного и эффективного общения.

    5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

    Вторичная профилактика      
    Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров), и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.
    Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.

    Цель деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии является - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определение программы обучения для детей, обеспечивающей их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

    Информация на сайте ПОРТАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСК

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie